БЛОГ, Организация пространства, Подготовка к школе

Перестройка: комната для первоклассника

Время летит незаметно, проходят месяцы, годы, и вчерашнему малышу сегодня необходима комната для первоклассника. Как же обустроить детскую, чтобы учесть все мелочи будущей школьной жизни, но сохранить привычную для ребенка среду?

Не стоит затевать тотальный ремонт за месяц до первого класса.  Начинаем готовить детскую к поступлению ребенка в школу примерно за год. В этот период вместе с ребенком выбираем в детской комнате место для рабочей зоны. Устраиваем из переделки веселый аттракцион.

Вместе выбираем обои, полочки под книги, стол и стул. Пусть ваш ребенок в магазине все опробует, посидит, пощупает. Пусть малыш почувствует не страх приближающихся перемен, но радостное волнение подготовки к чему-то новому.

Интерьер обновленной комнаты

В интерьере детской комнаты первоклассника очень важна строгая градация зон. Во-первых, это приучает к порядку. Во-вторых, тренирует усидчивость и внимание. Не стоит в один день устраивать перестановки, пусть ваш ребенок тоже примет активное участие.

Пусть ребенок нарисует план обновленной комнаты. Как умеет, не требуйте художественного, или чертежного мастерства. Позже вы можете вместе с ним доработать детали. Хорошо, если в комнате первоклассника исходный план будет висеть на стене.

В детской комнате школьника важнейшее место занимает рабочее место, о нем я подробно писала здесь. Добавлю только то, что в рабочей зоне не может быть игрового материала. Договоритесь с ребенком о том, что  любимые мишки, машинки, куклы, колыбели и все остальное переселяется в другое место, и не будет мешать школьным делам.

В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Я предлагаю на первое время выделить под него все стены детской. Можно использовать такие готовые картинки:

Например лист с надписью “8.00 – подъем” – висит практически в изголовье кровати ребенка. Дальше лист со стрелкой и подписью “8.10-8.30 – чистка зубов, завтрак” вешаем над выходом. Лист “9.00 -9.10 – собираемся, идем в школу” – на стену, напротив постели или на шкаф с вещами. Лист “13.30-14.30 – выполнения домашнего задания” – над рабочим столом. “14.30-15.30 – дневной сон” – над постелью, “16.00-17.00 – прогулка” – у выхода из комнаты и т.д.

Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез. Когда мой сын не хотел вставать, или садиться за домашнюю работу, мне было достаточно  напомнить про  нужный пункт в расписании дня, и заметить, что он сам его написал. Все, это действовало безотказно.

Как сформировать основные качества первоклассника с помощью интерьера детской комнаты

Все мы знаем, что программы в начальной школе становятся сложнее. Во многих гимназиях, лицеях и языковых школах от поступающего требуется умение читать, писать и логически мыслить. Процесс адаптации к такой серьезной нагрузке практически полностью ложится на плечи родителей. Для успешного обучения ребенку необходимо развивать внимание, память, усидчивость и интерес к учебе.

Ребенку трудно  следить за часами. А с началом школы ему придется все делать, укладываясь во временные рамки. Урок – 45 минут, перемена – 15 минут, подготовка домашней работы 60 минут и так далее. Многие дети путаются в часах, минутах.

Для своего сына я купила большой секундомер. Папа повесил его над рабочим столом. Вместе с сыном мы просчитывали в секундах те дела, что предстояли. Например: чтение предложения – 1 минута=60 секунд, или работа в прописях 5 минут – 300 секунд. Мы заводили секундомер и принимались за работу.

Сначала мой ребенок терялся, отвлекался на то, чтобы посмотреть на стрелки. В последствии, использование секундомера позволило выработать оптимальное время на приготовление  всех домашних заданий. Ровно через месяц мы его убрали. Кстати, маленькая хитрость: использование секундомера в адаптации к школе, позволяет в дальнейшем ребенку легко справляться с тестами на технику чтения.

Следующая хитрость, которая была направлена на  отработку ответственности, аккуратности и интереса к учебе – настенные пошаговые схемы запланированных дел. Это как цепочки команд у программистов, или как  розыскная таблица у следователей.

Принцип такой: на стену вешается большая доска с пробковым основанием. В качестве креплений – канцелярские скрепки. Каждое дело записано на отдельном листе. Все листы развешены в раме. Каждое выполненное дело обвязывается зеленой нитью, каждое не выполненное – красной. В конце дня таблица проверяется и все сделанное удаляется.

Первая цепочка дел у сына была небольшой: почистить зубы, застелить постель, проверить портфель, одеться, положить сотовый, сменную обувь, идти в школу. Эта игра настолько увлекла моего парня, что спустя пару лет, он стал программировать простейшие  компьютерные игры, спасибо нашему папе за находки.

 

Еще одним тренирующим усидчивость и внимание  аспектом в комнате первоклассника могут стать настольные игры. Теперь это не обыкновенные “ходилки” по числу на кубике. В комнате первоклассника надолго поселится игра “Эрудит”, ребенок учится читать и расширяет свой словарный запас. Карточные игры на счет, на логику, на внимание. Даже “Менеджер” или “Монополия” может приобрести новый оттенок (счет, логика, стратегия).

Настольная игра “Эрудит”

Настольная игра “Монополия. Миллионер”

Психологический комфорт для первоклассника

В погоне за отработкой умений и навыков в учебе, не стоит забывать о  душевном состоянии вашего ребенка. Поступление в школу, смена деятельности, смена привычного интерьера  оказывает сильное действие на детскую психику. Тревожность, связанная с новой социальной ролью может проявляться у ребенка по разному.

Создавая психологический комфорт в комнате первоклассника, учитывайте все особенности вашего ребенка. Он боится темноты? Купите вместе  тот ночник, который ему точно понравится. Он тревожно спит или вскрикивает во сне? Повесьте занавески спокойных тонов. Используйте проектор, проецируя на потолок любимые картинки перед сном.

Но отмените просмотр ТВ перед сном, возбуждающие игры за компьютером. Вообще, старайтесь ограничивать игры на компьютере и приставках в течение учебной недели. Следите за режимом, не допускайте позднего отбоя.

Пусть все дошкольные игрушки останутся “под рукой”. Вполне вероятно, что скоро он забудет о них, полностью переключив свое внимание на новые игры, новые интересы. Но в процесс адаптации не лишайте его права на прошлое.

Наши дети быстро растут, иногда опережая наши ожидания, но на то мы и родители, чтобы  обеспечить им счастливое и здоровое детство, а комната первоклассника – это как комната новорожденного – очень важный этап.

Яна Данихнова

Живу и работаю в г. Ростове-на-Дону. Учитель начальных классов, педагог раннего обучения, практический психолог. Мама двоих детей. Автор книги "Пространство детской комнаты. Как создать развивающую среду". http://www.labirint.ru/books/458526/

3 Comments

  1. Валя

    Интересный настенный органайзер. Я как-то сама пока слежу за его дисциплиной. Пора бы уж его приучать к самостоятельности. Попробуем что-то смастерить вместе.

  2. Мария

    Помню как папа сделал мне персональный стол-парту, когда я пошла в первый класс. И как мне нравилось раскладывать книги и тетради по ящикам. Совершенно верно замечено, что нужно привить ребенку любовь к порядку, апеллируя к тому, что теперь он – взрослый, у него есть дело и рабочая зона для этого дела. Если это правильно преподнести, то ребенок вырастет в своих глазах.