С появлением малыша родители задумываются, как правильно организовать для него развивающую среду дома. Какую мебель выбрать в детскую комнату, какие игрушки купить впрок. И вообще, начинают мечтать о будущем!
Моя дочь еще не успела родиться, а я уже часами просиживала на сайтах с различными развивающими методиками. И сегодня, спустя почти два года, я хотела бы поделиться с вами мыслями о раннем обучении в развивающей среде дома.
Некоторые методики раннего развития, общее направление
В организации развивающей среды дома для своей дочери я руководствуюсь прежде всего методикой Глена Домана и убеждением Сесиль Лупан о том, что нужно развивать в ребенке то, на что направлен его интерес.
Сесиль Лупан французская мама, решившая растить дочь по методике Глена Домана. Вскоре она убедилась, что материал, не интересный ребенку, усваивается во много раз хуже, чем то, что привлекает к себе внимание. Ей же принадлежит идея обучения плаванию ребенка с самого рождения.
Мой муж, ценитель восточной культуры, открыл для меня методики известных японских новаторов - Масару Ибука и Макато Шичида.
Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить, пользуясь специальными методиками подготовки. После трех уже поздно – убеждает Масару Ибука. Шичида уверен, что у ребенка от рождения и до трех лет более развито правое полушарие, отвечающее за долгосрочную память, основанную на восприятии, эмоциях, чувствах. Поэтому если вложить в ребенка как можно больше в этом возрасте, он усвоит многое из того, что позднее он не сможет забыть.
Ваш ребенок – это губка, говорит Мария Монтессори. Детский «поглощающий ум» способен усваивать все, что его окружает. Он может играть и развиваться. Повторять за взрослыми, играя.
Таким образом, изучив эти методики поближе, я составила для себя несколько правил как организовать развивающую среду дома для своей малышки.
Правила обустройства детской
Правило №1
Вашему малышу всегда и все должно быть интересно! Приготовьтесь к тому, что для ребенка частая смена деятельности – это привычно и необходимо.Тем более в первый год жизни, когда ребенок получает информацию зрительно, тактильно, с помощью обоняния и слуха! Малыши знакомятся с окружающим миром, поэтому цвета в детской комнате должны быть яркими, привлекающими к себе внимание, вызывающие желание рассмотреть, а в последствии прикоснуться к предметам. Методика Марии Монтессори призывает задействовать в детской предметы развивающие все органы чувств. Всяческие мобили с яркими игрушками, приятной музыкой, сменяющимися картинами – важное и очень нужное интерьерное решение. Кроватка для малыша не должна быть тюрьмой! И еще, я противница манежей или каких-то других ограничителей детского пространства. Ребенок с игрушками в манеже, или в кроватке, со временем вызывает такую тоску – ведь занятия его не разнообразны, скованы в движении, и познание мира заключено в пределы и рамки. А пределов познание иметь не может! Свобода передвижения,яркие игрушки, погремушки, игровые тренажеры-прищепки – все это значительно облегчит задачу.
Правило №2
Детская комната призвана обеспечить ребенку физическое развитие с первых дней его жизни. Ребенку следует расти и развиваться в движении, на полу, чтобы избежать падений. Для этого стоит использовать универсальный трек для ползания, а потом и всевозможные спортивные комплексы “Раннего старта” (об этом подробнее в статье: Создание развивающей среды по методике Домана). Доман пишет “Ешьте, пейте, спите на полу” развивая своего ребенка, ведь движение главный инструмент в развитии интеллекта человека. Поэтому в создании развивающей среды дома нам стоит уделить особое внимание полам. Пусть они будут теплые, фактурные, а еще лучше с виниловым покрытием, которое облегчит ползание вашему малышу.
Сесиль Лупан уверена, что многоярусный пол, через который ребенок со временем научится переваливаться, перелезать, перепрыгивать, значительно способствует его интеллектуальному развитию. Я могу добавить, что каждый уровень пола так же может быть ярким, красочным и очень фактурным!
С другой стороны ребенка следует учить плавать с самого рождения. Вода была его естественной средой целых девять месяцев, и развивая врожденные рефлексы можно добиться многого. Купая новорожденного в большой ванной, дайте ему свободу движения, нежно поддерживая под голову.
С возрастом можно сшить специальный жилетик или шапочку с пенопластовыми пластинами, или купить специальный круг для плавания младенцев.
Сесиль Лупан предлагает так же заниматься с малышом проныриванием, обучая его задерживать дыхание и проплывать под водой. Уверена, решительные родители могут добиться в этом значительных результатов. Мы с дочкой выбрали круг для плавания.
Правило №3
Планируя развивающие модули в интерьере, я бы советовала делать их мобильными. Ведь даже взрослому человеку необходимо раз в год что-то переставить в привычном интерьере. Ребенку это нужно в сто крат сильнее. Пусть мебель в детской, игрушки, модули для хранения можно будет менять местами, переносить, совмещать, украшать и так далее. Другими словами делать из привычного – новое с минимальными затратами. Если это коврик, то хорошо бы, чтобы его можно было перекладывать, если это мебель, то ее поверхность должна легко мыться, если это обои, то, пусть на них можно будет рисовать и так далее. Более подробно об этом вы можете прочитать в статье: Как помочь развить способности ребенка с помощью интерьера.
Правило №4
Обустраивая развивающую среду дома, не забывайте про то, что маленький ребенок познает мир, и яркие цвета, красивые картины, интересные текстуры предметов – вот лучший двигатель познания. Он исследует окружающий мир на ощупь. Помогите ему в этом. Пусть пол в детской вашего малыша будет разноуровневым и разнофактурным, а материалы на стенах шкафчиках, игрушках, и других нужных предметах в развивающей среде дома будет интересно пощупать.Чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка, например зрение, стоит развесить в комнате разноцветные лоскутки ткани. Чтобы развить обоняние, стоит использовать мешочки с различными травами, подвешивая их в детской. Чтобы развить осязание можно сшить одеяло из материалов разной фактуры, или заменить его готовыми ковриками-пазлами,стенами-кубиками, разноцветными мячами и так далее. Подробнее можете прочитать в нашей статье: Сенсорная развивающая среда дома.
Детская комната всегда должна быть хорошо освещена и часто проветриваться, так как развивая способности и знания малыша нам не стоит забывать про его здоровье.
Правило №5
У каждого ребенка, будь ему год или пять, должно быть место для уединения. У моей дочки это домик-палатка. Но и он принимает участие в раннем развитии, т.к. внутри разноцветные шары, кубики, геометрические фигуры, играя с которыми дочка изучает сразу цвета, форму, и текстуру предметов.
Вывод
Правила, что я написала выше, созданы и осмысленны в отношении моего ребенка. Методики также прошли большую корректировку под «здесь и сейчас». Но, вот, что я хочу сказать: Создавать развивающую среду дома для своего маленького ребенка, это весело, интересно и познавательно!
Очень полезные и правильные советы. Считаю, что каждый должен на них опираться при обустройстве детской